К сожалению, Петербург уже язык не поворачивается назвать культурной столицей. Сейчас город превратился в столицу ханжества и лицемерия. Жители тут совсем не причем. Петербуржцы все также жаждут познавать различные проявления культуры, искусства, а не день ото дня пускать слюни на здания в стиле барокко и античные статуи. Вопрос лишь в том, что лицезреть другие формы прекрасного им мешает городская администрация.
Складывается ощущение, что в городе существует негласное табу на современное искусство. Особенно не рады власти стрит-арту. Чиновникам невдомек, что есть разница между вандализмом и граффити. Петербуржцы в этом плане более подкованы, оттого им так нравятся портреты известных людей, изображенных на стенах домов и трансформаторных будок. Однако в Смольном такую любовь не разделяют, поэтому закрашивают все тошнотворной бежево-розоватой краской.
Такая полярность мнений вызывает конфликт общества и власти. И если горожане готовы идти на диалог с чиновниками чтобы узаконить этот вид современного искусства, то последние заняли позицию глухой обороны.
Прямо сейчас петербуржцы пытаются отстоять граффити в память Игоря Талькова, которого помнят и почитают даже спустя несколько десятилетий после гибели.
Сын музыканта стоит на защите народного памятника в первых рядах:
«По моему счетчику, около 90% жителей Петербурга за граффити. А наши оппоненты на диалог не выходят и никаких действий не предпринимают. Я занял выжидательную позицию. Мы укрепляем пост. Сегодня будем проводить электричество и ставить камеры наблюдения с датчиками движения, чтобы если никого не будет на посту, реагировать на акты вандализма. Дежурство сейчас ведется круглосуточно. Такие инстанции, как „Ленэнерго“, любят приезжать ночью в неудобное время и под шумок что-то делать. Мне всегда хотелось искать пути диалога, между нами, простыми смертными, и властью. Просто разрыв колоссален, несмотря на нашу прекраснейшую Конституцию»
Тальков-младший такую поддержку не с потолка взял. Многие эксперты и просто жители не видят ничего плохого в том, чтобы унылые трансформаторные будки из уродливых угрей на лице города превратились в красивые инсталляции. Вот что по этому поводу думает социолог Максим Шугалей, который также обеспокоен судьбой портрета певца:
«Петицию в защиту рисунка поддержали уже почти 7 тысяч человек, но он все равно рискует быть закрашен. При этом граффити располагается не на объекте исторического наследия или жилом здании – на серой трансформаторной будке! Законы созданы для людей и защищают нас от вандализма. Но, может, следует упростить систему согласования и легализовать действительно достойные работы художников, а не бороться с ветряными мельницами?»
Однако, как и многие другие произведения уличных художников, портрет Талькова наверняка будет погребен под слоем вонючей краски. Иосиф Бродский, Эйнштейн, академик Андрей Сахаров, вокалист группы Prodigy Кит Флинт, Юрий Шевчук, герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию» или «Криминальное чтиво» - все не угодили чиновникам. Ханжество воплоти.
Ну и куда же без лицемерия, ведь чтобы снизить градус общественного негодования городские власти заявили, что готовы впустить граффити в жизнь города, но на своих условиях. Сначала сказали, что подготовят список из 34 адресов, где можно легально творить. Однако после его сократили до четырех, а процедуру согласования сделали такой изуверской, что о творческих порывах лучше забыть.